В разгаре пятый сезон сериала «Игра престолов» по серии романов Джорджа Мартина — земли Семи королевств ждут война и долгая голодная зима. Мартин строит свой мир по модели средневековой Европы, экономика которой базировалась на сельском хозяйстве и завоеваниях. «Секрет» разобрался, как устроены с экономической точки зрения фэнтезийные миры трёх великих писателей.
Мечи и магия: Как устроена экономика Вестероса, Хогвартса и Средиземья«Игра престолов»Самая кровавая, самая длинная и самая насыщенная деталями сага не хуже учебника истории Средних веков рассказывает о том, как захватить власть и попытаться её удержать. Первое, что нужно, — иметь много денег, ведь война — дорогое дело, а восстановление страны после войны обходится ещё дороже.
В Семи королевствах тем временем денег крайне мало. Весь Вестерос размером со старую Европу, каждому лорду подчиняется земля, схожая по размеру территории со средневековыми Францией или Испанией. Это феодальное государство, которое само по себе генерирует мало дохода, так как почти ничего не производит на продажу. Поэтому корона и лорды Вестероса вынуждены постоянно занимать друг у друга, а также у банка Браавоса, аналога Международного валютного фонда. Аналога, впрочем, не полного — аналитик агентства Moody’s Адам Озимек
напоминает: и МВФ, и центральные банки стран должны быть стабильными (банк Браавоса существует сотни лет, он вполне надёжен), независимыми (с этим тоже всё в порядке, банкирам Браавоса кланяются правители всех стран) и служить на пользу общества — поддерживать экономику в сложный период, помогать беднякам ссудами и субсидиями. Этого не делает ни банк Браавоса, ни лорды, ни корона.
читать дальшеЗа время правления Роберта Баратеона королевская казна задолжала 6 млн золотых, в основном дому Ланнистеров, а также дому Тиреллов и банку Браавоса. Займы, конечно, не были направлены на развитие экономики, вместо этого Железный трон уже при Джоффри Баратеоне продолжил вести войну, новый молодой король закатывал вечеринки и устраивал дорогие рыцарские состязания. В это же время мастер над монетой Петир Бейлиш придумывает способ, как в краткосрочной перспективе снизить дефицит денег, — он чеканит больше монет с меньшим содержанием золота. Значит, через непродолжительное время страна начнёт испытывать инфляцию. В начале пятого сезона Серсея отправляет Мейса Тирелла просить ещё денег у Железного банка. Корона поднимает налоги, ведь, чтобы удерживать трон, нужны средства. А удерживать трон непременно нужно, ведь дому Ланнистеров корона должна больше всех, но если на место Томмена Баратеона придёт новый правитель, миллионы пропадут. Кстати, считается, что дом Ланнистеров — самый богатый в Вестеросе, так как семья владеет золотыми копями. Писатель Мэттью Иглесиас не согласен: «У Ланнистеров — золото, а у Тиреллов — богатые и урожайные поля и фермы. Вестерос — аграрная страна, натуральные ресурсы — зерно, мясо и молоко — здесь ценятся куда дороже золота, особенно когда зима близко». Иглесиас считает, что напрашивается параллель с Габсбургской Испанией, захватившей Новый Свет со всеми его богатствами и золотом, но проигравшей в войне Франции, которая владела обширными пашнями и пастбищами, возделывавшимися более активно.
Профессор и преподаватель истории Средних веков Кен Мондшейн напоминает, как сильно экономика Вестероса зависит от сезона. Зима здесь длится годами, поэтому даже цены меняются в зависимости от сезона. В повести о Дунке и Эгге, действие которой происходит за сто лет до «Песни льда и пламени», — весна. Лошадей покупают за серебро, они в дефиците, так как много скота не пережило зиму. Сейчас в Вестеросе осень, коня можно купить за несколько медяков. Цены на еду тоже должны быть низкими, но они растут. Во-первых, потому что рыцари затоптали поля, пока армии Станниса и Джоффри сражались друг с другом за Железный трон, во-вторых, потому что выросли налоги. Цены на услуги, наоборот, падают. Публичные дома Петира Бейлиша уже не такие шикарные, как в начале саги. Климат влияет на богатство домов и отношение лордов к подданным. Чем дальше на север, тем беднее становятся наместники — выращивать урожай и скот сложнее в холодных землях, — а общество из элитарного превращается в эгалитарное. Крайняя степень — одичалые за Стеной. У них вообще нет лендлордов.